21/07/2006
НАРОДНЫЙ АВТОБАН СОВРЕМЕННОЙ ПОП - КУЛЬТУРЫ
Российскому шоу-бизнесу не больше пятнадцати лет. Новаторы и первооткрыватели на этом поприще вошли в историю как пострадавшие: Юрий Айзеншпис и Марк Рудинштейн, к примеру, попали на несколько лет в заключение за попытки применить рыночные отношения в эстрадной культуре.
Сегодня поп-культура России переживает своеобразный бум, не слишком страдая от отсутствия цензуры, плановой и ценовой политики. Теперь главный цензор -заказчик и зритель, плановик-продюсер, а цена - свободная. Раньше телевидение выполняло функцию отчетно-перевыборной кампании артистов, что продвинутые идеологи учитывали и кропотливо отбирали для зрителя необходимый материал, формируя мнение зрителя на все - от сценического облика публичного человека до содержания текстов и даже аранжировок песен. Теперь телевидение является крестным отцом всей эстрады, «продает» и рекламирует эстрадный продукт.
В прошлом артистам платили маленькие гонорары, бесплатно пропагандируя их на всю страну, теперь необходимы огромные средства для знакомства с потенциальным потребителем. От 300 тысяч долларов необходимо вложить в заявление певца на право стоять на сцене: заказать композитору и поэту песни, снять клип, записать альбом, провести презентацию альбома и клипа, оплатить ротацию на телевидении. Пожалуй, исключение на современной эстраде - Земфира. Вместо всего вышеперечисленного она создала репертуар сама, с командой музыкантов подготовила концертную программу и отправилась выступать по малым городам России, не избалованным заезжими «звездами». Как снежный ком наросло признание, певицей заинтересовались продюсеры и телевидение.
Наследства прошлых лет из звезд предпенсионного возраста и небольшого количества вновь раскручиваемых звездочек вскоре стало катастрофически не хватать для новой сферы взаимодействия со зрителем - корпоративных вечеринок, роль которых в прошлом играли концерты самодеятельности и мероприятия типа «капустников». В начале 90-х годов спрос опережал предложение, порождая халтуру - по нескольку копий «Ласкового мая», «Миража», «Комбинации» с открывающими под фонограмму рты симпатичными исполнителями. Теперь необходим натуральный сценический «продукт». Первый и второй каналы российского телевидения откликнулись мгновенно созданием открытых телеконкурсов - «Фабрика звезд» и «Народный артист».
Вынуждена сознаться, что без энтузиазма реагировала на эти явления и, как мне теперь кажется, недооценивала их до тех пор, пока не представился случай поработать с юными конкурсантами в совместном проекте: на фестивале Московской прессы в День России на Поклонной горе в Москве. Выбор при составлении программы шестичасового концерта был сознательно сделан в пользу молодежи. Договорившись предварительно с продюсерским центром «Народных артистов» о выступлении молодых певцов, мы получили приглашение на заключительный концерт их третьего телевизионного конкурса в Кремлевский дворец, к моему изумлению, переполненный поклонниками исполнителей. Я невольно включилась в это молодежное шоу, переживая за лидирующую в конкурсе Марину Девятову - москвичку, студентку Гнесинского училища, потомственную певицу (ее отец - один из лучших теноров России, исполнитель романсов, оперных арий и народных песен в прошлом году успешно гастролировал с уникальной фольк-группой "ЯВ-марка" по Эстонии) и Амархуу Бархуу - выходца из Улан-Удэ, выпускника циркового училища. Победил Амархуу Бархуу, а с Мариной Девятовой, взявшей второе место, тем не менее, подписали дополнительный контракт. Почему? Причин несколько. Конкурс «Народный артист» с таким авансовым названием умело выявляет достаточно перспективные голоса, обнадеживая зрителей. Среди лидеров большинство приезжих, кроме Девятовой, что формирует мобильность и высокую планку адаптации к жестким графикам выступлений.
Создатели «народных» продюсер Евгений Фридлянд и композитор Ким Брейтбург утверждают, что гастроли - это своего рода конкурс после конкурса: испытание на прочность. Потому и приходится создавать скамейку запасных. На вопрос, зачем ему нужен конкурс, когда он и так руководит вполне успешно работающей компанией, Евгений Фридлянд ответил: «Наступило время стремиться к качеству - двух нот и смазливой внешности зрителю уже маловато, он устал от суррогата и простоты, ему нужны свои ребята, «из нашего города», красивые и свободные, успешные и талантливые. Нужен европейский уровень организации и конкуренции»
М. Т. - На конкурсе очень много иногородних, немосковских исполнителей.
Е.Ф. - Я хотел бы уточнить - конкурс, уже ставший международным, открыт для всех. У нас участвовали и побеждали ребята с Украины, из Белоруссии.
- Могут ли приехать начинающие дарования из Эстонии?
- Главное, чтоб пели хорошо и были готовы к обучению. Со сценой, как с автобаном, - на большой скорости могут мчаться все, но без водительских прав далеко не уедешь.
- Получается, предыдущий состав вашей группы «Премьер-министр» нарушил правила сценического движения и вы их «лишили прав»?
- Причин много. Выбранная модель группы, стиль проекта должны сохраняться. Вот представьте: репертуар и стиль Бориса Моисеева захотел бы повторить Олег Газманов. Для «Премьеров» был придуман особый стиль, и чтоб его сохранить, для вполне успешной группы набрали новый состав, причем вполне удачный.
- В таком случае, получается, что теперь персона исполнителя на сцене не является главной?
- Теперь на сцене можно работать только в команде. Амбиции - и то должны быть корпоративные. Исключений мало. Новое время, новые правила.
Евгения Фридлянда расстраивает, что конкурсанты, парни и девочки, должны выступать вместе, поэтому больше побеждает мальчишек. Приходится продюсеру самому исправлять ситуацию - создана группа «Ассорти», взята в раскрутку Марина Девятова, уступившая первое место Амархуу Бархуу.
Вот несколько примеров исполнительских судеб, сложившихся удачно благодаря «Народному артисту»:
Руслан Алехно родился в Белоруссии, учился, дрался, занимался карате, горел страстью к пению, барабанам и саксофону, окончил музыкальную школу по классу баяна и трубы. После школы - автотранспортный колледж, служба в армии, выступления в военном ансамбле. Видит в конкурсах своего рода мастер - классы, где учат выдержке, умению держаться на сцене, ставят профессиональный вокал, учат побеждать! Он и поехал в Москву - побеждать и, в процессе, учиться. Сначала собирался хоть в ресторанах петь, попутно попробовал себя в «Народном артисте - 2» и одержал победу.
Алексей Гоман - мальчик с далекого севера, из Мурманска. Игре на гитаре научился у мамы, работал в ВИА местного дома культуры, учился в
профлицее на электрика, работал в депо по починке троллейбусов, поступил в
педагогический институт - культурный очаг всего Мурманска, пел в мюзикле
«Notre Dame de Paris» (Гоману досталась одна из главных партий -
роль поэта Гренгуара); успех, гастроли, телесъемки. Перевелся в Петербургский университет культуры и искусств. Однажды, услышав на питерском вокзале об
отборочном туре конкурса «Народный артист», тут же поменял билет в Мурманск на билет в Москву. А дальше как во сне: финал, успех и полный поворот в жизни.
Александр Панайотов из Запорожья, из простой рабочей семьи, просто отпустившей Сашу в музыкальную школу. Потом обучение в Киевском эстрадно - цирковом колледже, бесконечный сбор металлолома, чтобы заработать на сценические . костюмы, участие в самых разных конкурсах. Попробовал себя в телепроекте «Стань звездой» и провалился с треском: подвели габариты - Александр весил более 100 килограммов, накопленных благодаря маминой профессии повара. Саша вернулся в Киев, поступил в Киевский институт культуры, создал поп - группу и совершил марш к идеальной фигуре. Сбросив 20 килограммов, накопленных благодаря маминой профессии повара. Саша вернулся в Киев, поступил в Киевский институт культуры, создал поп-группу и совершил марш к идеальной фигуре. Сбросив 20 килограммов, Александр ринулся на конкурс «Народный артист» в Москву, ночевал на лавке в парке, привлек внимание милиции, с трудом поверившей, что парк Панайотов скоро покинет ради сцены. Саша в парке больше не живет, гастролирует по России с «народными».
Алексей Чумаков родом из Самарканда, из семьи художника, возмужал в Тюмени, стал звездой в Москве. Красил заборы, закончил Высший колледж искусств, писал песни, записывал первые альбомы, работал конферансье, пробовал себя в качестве художника-графика, визажиста, снимал фильмы,сейчас книгу пишет.
На конкурсе «Народный артист» самоуверенность подвела - не стал первым, но остался в «обойме». Теперь контролирует самомнение, старается оправдать доверие продюсеров.
Продюсеры дают молодым шанс, но не гарантируют трудоустройство. Все в руках самих исполнителей. Победителям конкурса-шоу «Народный артист» не так-то просто стать истинными народными артистами, не сойти с дистанции, не заболеть звездной болезнью. И если молодые мечтатели нашей страны, как выпускники МХАТа 2006 года из Эстонии, решатся покорять российский центр международного шоу-бизнеса, пусть готовятся к испытаниям.
Марина ТЕЗ
Газета "Антенна. Вести недели" №28 (562)
|